Куда поступать, чтобы не остаться без работы через 10 лет

Еще в 2000-х годах на профориентационных уроках в школе предлагали освоить профессию секретаря-машинистки — и это считалось неплохим подспорьем во взрослой жизни. Сейчас это уже может показаться странным: зачем учиться быстро печатать, если программы распознавания речи совершенствуются с каждым годом? Рассказываем, чему и где учиться, чтобы получить профессию, которая будет перспективной и через десять лет.
  • Автор

    Анна Зиновьева

  • Дата публикации

    12.05.2021

  • Просмотры

    85

Каникулы со смыслом в Skysmart для детей 4-17 лет

Смотреть летние курсы →

Кто нужен рынку и работодателям

Около 85% профессий, по которым нынешние студенты будут работать в 2030 году, еще даже не сформулированы. Но некоторые из них можно представить уже сейчас: это знакомые профессии, но с необычной областью применения, профессии на стыке двух известных областей, которые раньше не пересекались, и все, что связано с виртуальными реальностями.

Примеры таких специальностей можно подсмотреть в Атласе новых профессий. Вот некоторые из них:

Биоэтик (биология + философия). Когда в лабораториях начнут клонировать органы или значительно вмешиваться в гены эмбриона — такой специалист будет контролировать процесс с точки зрения этики и законов. Футуристы прогнозируют, что тема здоровья, биологии и долголетия будет в фокусе, а люди будут жить все дольше и дольше.

Другие профессии будущего в области медицины: эксперт персонифицированной медицины, IT-генетик, проектировщик медицинских роботов, разработчик киберпротезов и имплантов.

Георгий Соловьев,

Основатель и генеральный директор онлайн-школы английского для взрослых Skyeng и онлайн-школы для подростков Skysmart

«Советую выбирать профессию на стыке областей, которые ранее не пересекались.

Например, медицина и программирование. У нас в Skyeng именно так и получилось: мы соединили образование и технологии, чтобы учить язык было удобно, увлекательно, кайфово».

Космогеолог (привычная профессия геолога, но в космосе). Такие геологи будут заниматься разведкой и добычей полезных ископаемых — все, как на Земле, но уже на Луне и других планетах. К «земным» профессиям, которые будут востребованы в космосе, относятся космобиолог, менеджер космотуризма, инженер-космодорожник и многие другие, которые мы пока не можем себе представить.

Программист электронных ‎«рецептов» одежды (программирование + легкая промышленность). Когда роботы и 3D-принтеры заменят людей на швейных производствах, эти IT-специалисты будут переводить дизайн на язык кода. Автоматизация придет во всех сферы жизни, а программирование станет таким же базовым навыком, как знание английского.

Сергей Марданов,

Директор по связям с вузами Mail.ru Group

«Математику и программирование нужно знать всем, даже „гуманитариям“. Через 5 лет базовый навык программирования пригодится везде.

Например, врач будет с помощью робота проводить операции. Роботы начнут сами анализировать рентгены — они справляются с этим лучше. Но врачам предстоит давать им правильную задачу на распознавание».

Архитектор виртуальности. VR-очки и шлемы могут вскоре стать обыденностью. Для их развития понадобятся создатели целых миров: они будут разрабатывать софт и оборудование для погружения в виртуальную реальность. Вместе с архитекторами создавать новые миры будут дизайнеры виртуальных миров, дизайнер эмоций, проектировщик нейроинтерфейсов.

Чтобы узнать о том, кого в будущем ждут на работу лидеры IT-индустрии, смотрите бесплатные записи фестиваля Skysmart «Марафон современного родительства»‎. 20 экспертов рассказывают, как воспитывать ребенка в диджитал-мире, где все меняется с бешеной скоростью: то биткойн, то Tik Tok, то удаленка.

Как этому научиться

Космогеолог, биоэтик… все звучит отлично. Но если открыть буклеты вузов, такие специальности там не найти. И, скорее всего, преподавать их начнут только тогда, когда по этим профессиям будут работать: университеты, в отличие от рынка труда, реагируют с запозданием на несколько лет — нужно найти преподавателей и разработать курс, а потом на протяжении 4-5 лет обучать первых студентов.

Что делать

Выбирать университеты, которые сотрудничают с компаниями и приглашают преподавателей-практиков: такие преподаватели знают изнутри, какие специалисты нужны в современных компаниях, и рассказывают о реальных задачах.

Кроме того, разработать отдельные спецкурсы практиков можно намного быстрее, чем утвердить новую специальность в университете. Поэтому это отличный вариант совместить фундаментальное образование с пониманием реалий профессии. Такое партнерство уже есть между российскими университетами и большими компаниями, как Яндекс, Mail Group, СКБ Контур и многими другими.

В летние каникулы в эти компании можно попробовать прийти на стажировку — даже если университет не устраивает отбор в компанию, то всегда можно подойти к преподавателю и спросить о возможностях работы.

Участвовать во всех университетских активностях, насколько возможно. Во-первых, это позволит собрать хорошее портфолио — и чем более впечатляющее у студента портфолио, тем более интересную и высокооплачиваемую работу ему получится найти. Во-вторых, любая активность помогает понять, что именно интересно.

Например, если это изобразительное искусство и технологии, тогда можно стать science-художником. Или природа и работа с детьми — тогда эко-проповедником. И чем более уникальное будет сочетание интересов, тем больше вероятности найти работу в будущем.

Поучиться за рубежом: система высшего образования за рубежом позволяет студентам самостоятельно составлять программу обучения и комбинировать дисциплины разных факультетов. Поэтому собрать навыки для профессии будущего гораздо проще.

Кроме того, учеба за рубежом — это еще и отличная возможность получить другой культурный опыт и интегрировать его в свою сферу.

Постоянно учиться: получить профессию, попробовать ее на практике и продолжать работать по знаниям, которые дали в университете, увы, уже недостаточно. Мир меняется настолько стремительно, что один научный прорыв, полет на Марс или первый бюджетный робот в следующие 10 лет — и представление о профессиях может кардинально измениться.

Георгий Соловьев,

Основатель и генеральный директор онлайн-школы английского для взрослых Skyeng и онлайн-школы для подростков Skysmart

«Раньше доктор мог несколько лет работать по одной методике, выписывать одни и те же лекарства.

Сейчас же постоянно появляются новые данные, совершаются открытия, поэтому нужны навыки, чтобы к этим изменениям адаптироваться.

Каждые 2-3 года технологии так сильно меняются, что если программист выпал из профессии на 5 лет, то ему придется учиться заново. С каждым годом от нас требуется более высокая скорость обучения».

Учиться всю жизнь — это не значит обязательно возвращаться в университет за вторым и третьим дипломом. Современные онлайн-курсы могут с легкостью заменить любые курсы повышения квалификации.

И все-таки, куда?

Если вы все еще в замешательстве — вот наша мини-инструкция, как помочь ребенку определиться с будущей профессией.

  • Поговорите со школьником о том, что ему интересно: если вы позволите ему быть откровенным, то ответ вас может удивить. И да, даже из увлечения компьютерными играми можно построить неплохую карьеру.
  • Определите области интересов и поищите в Атласе новых профессий их комбинацию. Поспрашивайте, есть ли знакомые-практики, которые могли бы рассказать, что учить, чтобы оставаться востребованным специалистом.
  • Забудьте про «перспективные» профессии: то, что кажется перспективным сейчас, может перестать быть актуальным через 10 лет. А вот искренний интерес к своему делу останется с человеком навсегда. Вместе с тем, если посоветуете ребенку изучать языки программирования еще в школе, то точно не прогадаете, даже если он не станет программистом.
  • При выборе вуза обращайте внимание на то, что предлагают университеты, кроме непосредственной учебы: стажировки, спецкурсы от преподавателей-практиков, программы обмена с иностранными университетами.
  • Для некоторых профессий не столько важно, где и чему будет учиться ребенок, сколько то, чтобы не переставать учиться и развиваться, даже после вуза.
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0