Буллинг в России и за рубежом: чему нам стоит поучиться

Каждый второй российских старшеклассник хотя бы раз в жизни сталкивался с травлей в школе. Толчки и побои, оскорбления и унизительные высказывания, порча вещей, бойкот, угрозы и запугивания — буллинг многолик и вовсе не безобиден.
  • Автор

    Ольга Лысенко

  • Дата публикации

    16.04.2021

  • Просмотры

    301

Постоянный стресс может вылиться в невроз и депрессию, он неизбежно скажется на успеваемости и отразится на всей последующей жизни ребенка. Во многих странах проблема буллинга решается на государственном уровне — и нам точно есть, чему поучиться у США, Великобритании и Канады.

Чем буллинг отличается от обычной ссоры

Bullying (англ. «запугивание») — намеренная и систематическая травля человека, который не может дать сдачи. При этом буллинг — это не то же самое, что конфликт. Между ссорой и травлей есть очень существенная разница.

Конфликт

Буллинг

Обе стороны могут повлиять на развитие событий

Жертва ощущает беспомощность и не решается ни защищаться, ни нападать

Просто случается из-за того, что дети в чем-то не согласны и продолжается недолго — максимум несколько дней

Планируется заранее и продолжается долгое время: недели, месяцы и даже годы

Можно найти решение, которое устроит обе стороны

Можно только прекратить

Взрослые не всегда могут отличить травлю от конфликта. И потому относятся к ситуации недостаточно серьезно и дают советы, которые лишь ухудшают ситуацию. Вот некоторые из них:

Не будь ябедой, разбирайся своими силами. При буллинге силы не равны, и жертва не может дать отпор. К тому же, дети, столкнувшиеся с травлей, и так чувствуют себя одинокими изгоями, которым никто не может помочь. То, что ребенок нашел в себе силы рассказать о травле родителям, уже хорошо — по статистике, почти 40% жертв травли ни слова не говорят о ней взрослым, а 15% — вообще ни с кем не делятся своими проблемами.

Попробуй с ними подружиться. Цель организатора травли — заставить жертву страдать. Поведение жертвы тут не имеет никакого значения. Более того, любая попытка быть «хорошим» для агрессора лишь раззадорит его и ухудшит ситуацию.

Сам (а) виновата, надо было вести себя иначе. В буллинге всегда виноват агрессор и никогда — жертва. Детей в школе травят за внешность и национальность, за хорошие и плохие отметки. Травят богатых и бедных, застенчивых и бойких, активных и спокойных. «Травлезащитного» поведения и профиля просто не существует.

Борьба с буллингом: иностранный опыт

США

В США буллинг — не просто детские разборки, а нарушение закона. Несмотря на то, что федерального закона о буллинге в этой стране нет, практически у каждого штата есть закрепленные законодательно правила предотвращения школьной травли и борьбы с хулиганами. Например, в Неваде предусмотрена уголовная ответственность для тех, кто запугивает школьников: устно или письменно, онлайн или оффлайн.

Активисты из Bully Police USA помогают разрабатывать законы, защищающие жертв травли, и помогают детям, которым пришлось столкнуться с буллингом. А на правительственном сайте Stop Bullying школьники и их родители могут найти все американские законы, связанные с предотвращением травли и наказанием хулиганов — ведь люди порой даже не знают, что закон защищает их права.

Чтобы узнать о том, как воспитывать современных детей в российских условиях и помогать им достигать целей в учебе, подписывайтесь на бесплатную рассылку для родителей. Каждую неделю — новое письмо с экспертными рекомендациями учителей, методистов, психологов, анонсы бесплатных вебинаров и других мероприятий Skysmart.

Великобритания

Здесь давно признали, что буллинг — проблема, которую проще предотвратить, чем решить. Профилактика буллинга начинается еще в младших классах: в коридорах и двориках начальных школ Англии стоят «Скамейки дружбы» (Buddy Benches). На них можно присесть, если чувствуешь себя грустно и одиноко.

Учителя присматривают за скамейками дружбы и помогают малышам влиться в школьную компанию. Застенчивые дети, которым трудно налаживать контакты, входят в группу риска по буллингу. Но проблем можно избежать, если как можно раньше помочь им с социализацией.

В старших классах проводят уроки «персонального и социального образования» (Personal and Social Education). На них школьники развивают социальный интеллект, обсуждают вопросы морали и толерантности, проблемы в коллективе и в личных взаимоотношениях.

Некоторые школы предлагают специальные антибуллинговые программы. Например, в одной из британских школ детям предложили онлайн-карту, на которой можно анонимно отметить места, где кучкуются школьные хулиганы. Так взрослые могут отслеживать и контролировать «горячие точки». В других школах действуют кружки психологической поддержки, где психологи рассказывают, как дать отпор агрессорам.

Все это — инициативы на местах, но законодательная борьба с травлей в школе тоже ведется. В 2016 году в Великобритании вступил в силу закон о борьбе с буллингом, а школьных инспекторов обязали принимать меры для предотвращения травли и следить за психологической обстановкой в учебных заведениях.

Канада

У Канады давно сложилась репутация «страны милых людей», но тем не менее, травля есть и там. И канадское правительство решило разбираться с проблемой буллинга с другого края: если в большинстве стран основная работа ведется со школьниками, то в Канаде меры по работе с буллингом направлены на родителей.

Тут не без оснований считают, что именно взрослые должны распознавать травлю, выявлять и перевоспитывать агрессоров, помогать жертвам. Нередко родители своим примером «вдохновляют» детей на травлю.

Родители показывают детям пример
Если дома ребенок страдает от пренебрежения и насмешек, он с большей вероятностью станет срывать свое плохое настроение на тех, кто слабее. Ведь пример родителей словно говорит ему: «Да, так можно».

На государственном уровне стратегию борьбы с травлей разрабатывает организация Promoting Relationships and Eliminating Violence Network (PREVNet). Параллельно на канадскую землю высаживают и финскую анти-буллинг программу Kiva, которая предотвращает случаи травли, контролируя культуру школы и семьи.

Как борются с травлей в России

Системы профилактики буллинга в нашей стране нет, но кое-какая работа с жертвами травли все же ведется.

Проекты «Травли.net» и «Вместе против травли» рассказывают о буллинге, учат отличать систематическое запугивание от ссор, обучают инструкторов для работы в школах, разрабатывают опросники для выявление и предупреждения буллинга.

Для борьбы с кибербуллингом есть эстонский проект «Будь смелым». Жертвы буллинга, их родители и учителя могут получить тут помощь и информацию о том, как противостоять интернет-травле.

Нельзя перекладывать ответственность за буллинг на детей. Задача взрослых — выявлять случаи травли, помогать хулиганам осознать свое поведение и прекратить самоутверждаться за счет слабых, и поддерживать жертв буллинга.

Что делать, если ребенок попал в ситуацию буллинга

Поддержать ребенка. При разговоре важно присесть или наклониться, чтобы быть с ребенком на одном уровне — так он будет чувствовать себя безопаснее и что разговор ведется на равных. Психолог и основатель центра «Академия дыхания» Оксана Богданова подчеркивает, что в каждой семье приняты разные стили общения. Если сложно подобрать правильные слова, психолог может с этим помочь. Но вот две базовые вещи, от которых стоит отталкиваться каждому родителю:

1. Не упрекать и не наказывать ребенка, даже если он сам стал организатором травли. Помощь нужна и жертвам, и агрессорам. Проявите внимание к его чувствам: «Я твоя мама/твой папа, и мне важно то, что с тобой происходит. Я с тобой, вместе мы во всем разберемся». Важно, чтобы ребенок чувствовал, что он не один.

2. Не грозиться «пойти и во всем разобраться». Дети часто переживают, что своими действиями родители еще сильнее подорвут их авторитет в школе. Поэтому важно прямо сказать: «Я ничего не буду предпринимать, если ты мне не разрешишь» — и сдержать обещание.

Назвать травлю травлей и обратиться за поддержкой к школьной администрации. Разбирательства на уровне «жертва-агрессор» будут неэффективны — важно, чтобы школа включилась в создание здорового климата в коллективе. В этом могут помочь совместные задания, групповые активности на уроках и после школы.

Обратить внимание на психологический климат в семье. Дети не становятся жертвами или агрессорами просто так — это результат отношений в семье. Поэтому важно восстановить психологическое равновесие ребенка и создать дома условия, в которых ребенку безопасно и хорошо.

Обратиться к психологу за поддержкой, чтобы снизить риск травматизации. Оксана Богданова считает, что в такой ситуации терапия необходима и взрослому, и ребенку. Детский психолог бессилен, если ребенок возвращается домой в те же условия.

Фото Оксаны Богдановой

Оксана Богданова,
клинический психолог, создатель центра практической первичной терапии «Академия дыхания»


«Все начинается с семьи — неважно, в какой роли оказался ребенок: агрессора или жертвы. К сожалению, часто помочь пытаются только жертве, а про агрессора забывают. Но важно понимать, что в травле — две стороны, и обеим нужна поддержка.

По моему опыту, дети, вовлеченные в травлю (не важно, в какой роли), часто подавляются дома родителями. Мы не можем отрицать, что система воспитания во многих семьях все еще транслирует посыл: «Кто старше, тот сильнее, умнее, главнее».

Чтобы восстановить психическое равновесие, дети, которые испытывают психологическое или физическое давление дома, повышают свою самооценку за счет слабых одноклассников — их мы называем агрессорами.

Дети-жертвы при этом не могут себя защитить: они редко жалуются и не рассказывают о проблема даже друзьям — это тоже результат небезопасной атмосферы в семье, когда ребенок не чувствует, что может обратиться за поддержкой».

 
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0